среда, 21 января 2015 г.

«Организация экологической деятельности дошкольников в современном образовательном пространстве»

Образовательные потребности современного обучающегося возрастают с требованиями научно-технического прогресса, однако, реальная ситуация получения детьми того или иного уровня знаний не всегда отвечает предмету своей потребности. Процесс обучения во многих случаях не только не способствует, но и тормозит полноценное развитие личности ребёнка.
 Современное дополнительное образование должно создавать условия для развития способностей, интересов и склонностей обучающихся, следовательно, способствовать развитию личности. В связи с этим идет поиск новых дидактических и методических подходов и решений проблемы развития детей.

В методике обучения дополнительному образованию, вопросы повышения качества обучения рассматриваются в связи совершенствованием форм и методов обучения. В то же время, учебный процесс становится более эффективным в том случае, если педагог организует деятельность учащихся, опираясь на конкретные условия преподавания, индивидуальные, психологические и возрастные особенности обучающихся, с использованием соответствующих методик обучения.
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности обучающихся на занятии, тем более, что их реализация происходит в той или иной форме деятельности. В филосовском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием». Любое занятие осуществляется путем функционирования различных форм деятельности педагога и обучающегося, форм их взаимодействия.
Под формой организации познавательной деятельности обучающихся следует понимать» целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия педагога и ученика, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным.
Индивидуальная форма организации работы обучающихся на занятии предполагает, что каж­дый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источ­никами (справочники, словари, энциклопедии, хрестома­тии и т.д.); проведение всевоз­можных наблюдений, выполнение какой либо индивидуальной работы и т.д. Широко используется индиви­дуальная работа в программированном обучении.
В педагогической литературе выделяют два вида инди­видуальных форм организации выполнения заданий: ин­дивидуальную и индивидуализированную. Первая характе­ризуется тем, что деятельность обучающегося по выполнению общих для всей группы заданий осуществляется без кон­такта с другими обучающимися, но в едином для всех тем­пе, вторая предполагает учебно-познавательную деятель­ность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в обучении каждого обучающегося сообразно его подготовке воз­можностям.
Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности обучающихся на занятии являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от ме­ханической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной само­стоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль педагога за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возни­кающих у обучающихся затруднений. Причем для слабоуспе­вающих обучающихся дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи педагогом. Он наблюдает за их рабо­той, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие обучающиеся не справляются с заданием, педагог мо­жет прервать индивидуальную работу и дать всей группе дополнительное разъяснение.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах занятия, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для об­общения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы обучающихся при закреплении, повторении, орга­низации различных заданий. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.
Степень самостоятельности индивидуальной работы обучающихся в этих случаях является разной. "Первоначально обучающиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подра­жая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По ме­ре овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: обучающиеся могут работать по более общим, не детализиро­ванным заданиям, без непосредственного вмешательства педагога. Например, получив такое задание, каждый обучающийся сам составляет план работы, подбирает материалы, инструменты, выполняет необходимые действия в намеченной по­следовательности, фиксирует результаты работы. Постепенно все больший удельный вес приобретает работа исследовательского ха­рактера".
Для слабоуспевающих обучающихся необходимо состав­лять такую систему заданий, которые бы содержали в себе: образцы решений и задания, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие обучающему шаг за шагом решить определенную задачу — различные теоретические сведе­ния, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования сравнивать, сопостав­лять, расклассифицировать, обобщать и т.п. Такая органи­зация учебной работы обучающихся на занятии дает возмож­ность каждому обучающемуся в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углуб­лять и закреплять полученные и получаемые знания, вы­рабатывать необходимые умения, навыки, опыт познава­тельной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы обучающихся, в этом ее сильные стороны.
Индивидуально-обособленная форма имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения обучающихся. Познавательная задача в этом случае не выступает перед группой как общая и решается ин­дивидуальными усилиями каждого обучающегося самостоятельно, без непосредственного его общения с другими обучающимися. Индивиду­альная форма особенно удачно используется во время самостоя­тельного выполнения какого либо вида деятельности.
Педагогическая ценность этой формы организации познава­тельной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого обучающегося сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем педагога за их выполнением. Кроме того, дифференциация выражается и в мере оказываемой помощи обучающемуся. Эта форма важна тем, что она учит индивидуальному труду и представляет большие возмож­ности для самостоятельной работы, способствует воспитанию са­мостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий са­мообразованием. Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формирова­нию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответ­ственность за выполнение порученного дела и т. д.
Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоя­тельности обучающихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Здесь обучающиеся работают «рядом, но не вместе», отвечая каждый сам за себя. Если «работа рядом» оказывается в течение всего периода обучения в объединении дополнительного образования преобладающей, то она, естественно, является причиной порождения ярко выраженного индивидуализма в поведении обучающегося.
Эти недостатки можно ком­пенсировать в практической работе педагога сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая.
В любом случае  педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения. Традиционная структура  может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.
Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все  это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.  Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление  собственных  идей. 
«Организация экологической деятельности дошкольников в современном образовательном пространстве»

Комментариев нет:

Отправить комментарий