среда, 10 сентября 2014 г.

Экологический марафон, как форма взаимодействия с общеобразовательными учреждениями города в рамках формирования экологической культуры обучающихся

Выступление на секционном заседании
Емельянова Т.В., методист ресурсного центра 
эколого-биологического направления МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

  Экологическое воспитание и образование детей и подростков – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
  История проведения городских экологических мероприятий педагогами ресурсного центра эколого-биологического направления в Центре детского творчества насчитывает два десятка лет. За это время в них приняли участие более 13000 воспитанников подготовительных групп детских садов и обучающихся 1-11 классов образовательных учреждений города.
Это наши традиционные игры и конкурсы:
  • «Юный любитель природы» - подготовительные группы ДДУ;
  • «Юный эколог» - 1 класс;
  • «Природа вокруг нас» - 2 класс;
  • «Знатоки природы родного края» - 3 класс;
  • «Экология и мы» - 4 класс;
  • «Великолепная семерка» - 5 класс;
  • «Крестики-нолики» - 6 класс;
  • «Знатоки природы» - 8-9 класс;
  • Научно-практическая конференция «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» - 9-11 класс.
   Раньше у нас не были задействованы учащиеся 7 классов, в прошлом году мы разработали для данного возраста сценарий конкурса «Город мой», включающий задания связанные с краеведением, этнографией, географией, историей Нижневартовска, экологическими проблемами, природоохранными акциями, растениями и животными города.
   Экологические игры и конкурсы проводятся как в форме личных для старшеклассников, так и в форме командных соревнований. Состав команд для учащихся начальных классов – 2 человека, для старших классов от 3 до 6 в зависимости от конкурса.
    Задания всех экологических игр и конкурсов достаточно разнообразны и интересны, подобраны с учетом психологических и возрастных особенностей детей дошкольного и школьного возраста, носят познавательный характер. Педагогами разработаны различные по форме и степени сложности теоретические и практические задания о растительном и животном мире, истории города и округа, ребусы, шарады, проблемные вопросы, экологические ситуации и другие. Все они основаны на региональном компоненте.
    Проведение экологических игр и конкурсов позволяет решить следующие педагогические задачи:
  • формировать у детей и подростков мотив к углубленному изучению природы родного края, занятиям научно-исследовательской и природоохранной деятельностью, социально-активную жизненную позицию детей в решении экологических проблем и охраны природы;
  • акцентировать внимание детей на экологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края;
  • выявлять и поощрять детей, имеющих высокие экологические и природоохранные знания.
   Для воспитанников детских садов и младших школьников конкурсы проходят в форме сказочных игр-путешествий по секциям. Конкурс для воспитанников детских садов «Юный любитель природы» проводят персонажи «Серый волк», «Мудрая сова», «Хитрая лиса», «Длинноухий заяц», «Косолапый медведь». Ведущими конкурса «Юный эколог» для учащихся 1-х классов являются четыре стихии: «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь». На этапах конкурса для учащихся вторых классов «Природа вокруг нас» с детьми работают педагоги в костюмах времен года – «Весна», «Лето», «Зима», «Осень». Использование персонажей способствует мотивации детей к общению, желанию продемонстрировать свои знания о природе родного края, делает конкурс содержательным, незабываемым, привлекательным. Обязательно используем завязку к конкурсу – легенду, интересную историю, просмотр мультфильма. Пока жюри подводит итоги конкурса, организаторы Центра проводят с участниками конкурсов специальные игры с залом. 
    По итогам участия в городских экологических мероприятиях призеры получают грамоты и памятные призы. Поощрительные призы за I место в конкурсах готовят и вручают ребятам представители Управления по природопользованию и экологии администрации города (это билеты на мультфильмы или фильмы в зависимости от возраста детей в кинотеатр Галакси). Все обучающиеся младших классов и дошкольники независимо от результатов участия в конкурсах получают небольшие подарки, на которые нам естественно не выделяют средств и изыскиваем мы их правдами и неправдами. Но как можно оставить хотя бы без небольшого утешительного подарка маленького ребенка, который так надеялся на победу, а что-то не сложилось… Школ и садов в городе много, а количество призовых мест, к сожалению ограничено. 
     С каждым годом уровень подготовки учащихся к данным конкурсам значительно повышается, и поэтому хочется отметить большой вклад учителей в формировании знаний и развития кругозора учащихся в области экологии. Иногда участники идут буквально ухо в ухо, и приходится давать дополнительные задания, чтобы выявить победителей.
    Итогом целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию школьников стал выпуск шести методических сборников сценариев «Экологические игры и конкурсы», куда входят материалы конкурсов для учащихся разного возраста, в которых представлены примерный алгоритм тематических заданий конкурсов. Данные сборники приобретают как педагоги Центра, так предлагаем приобрести их воспитателям детских садов и учителям школ города. Правда стоят они достаточно дорого, но, поверьте, их издание обходится нам очень дорого.
       Педагоги ресурсного центра эколого-биологического направления ежегодно проводят семинары-практикумы для воспитателей детских садов и учителей образовательных учреждений, которые предусматривают знакомство с календарем экологических мероприятий, тематикой предстоящих конкурсов, а также по организации исследовательской деятельности с учащимися.
      Научно-практическая конференция «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной», которая традиционно проходит в мае каждого учебного года, давно приобрела статус межрегиональной. В ней принимают участие обучающиеся школ города Нижневартовска и городов Стрежевой, Лангепас, Мегион, посёлков Нижневартовского района. В состав жюри традиционно входят специалисты департамента образования администрации города Нижневартовска, Нижневартовского государственного гуманитарного университета, Управления по природопользованию и экологии администрации города, Нижневартовского отдела Природнадзора - Югры, природного парка «Сибирские Увалы», Центра развития образования, педагоги ЦДТ. Защита исследовательских работ ребят проходит на секциях «Экология. Общие вопросы» «Экология животных», «Экология растений» «Экология человека» «Биоиндикация». В ней принимают участие от 40 до 60 участников ежегодно.
    Экологическ ая культура – это часть общечеловеческой культуры, способствующая воспитанию нравственности, духовности, интеллекта, которые являются одним из условий сохранения окружающей природы. А деятельность педагогов ресурсного центра в данном направлении способствует формированию экологического мировоззрения детей, подростков и молодёжи, пропаганде экологических знаний, стремлению участвовать в улучшении экологической обстановки города. 
     В прошлом учебном году рамках «Экологического марафона» проведено 11 мероприятий. 
     В 2014-2015 учебном году в экологическом марафоне приняли участие 656 учащихся образовательных учреждений города Нижневартовска. В ходе его проведения 300 учащихся образовательных учреждений были поощрены грамотами и подарками.
     Регулярно с нами сотрудничают многопрофильное бюджетное образовательное учреждение №2, МБОУ СШ №3, 5, 6, 8, 10, 13, 14,19, 23, 29, МБОУ Гимназии №1 2, Лицей 2. Достаточно плотно образовательные учреждения - 25, 32, 43, 17, 18, 21, 42. Хотелось бы чаще видеть в стенах нашего учреждения МБОУ СШ № 7, 9, 11, 12, 15, 22, 30, 31, 40, лицей 1.
     Наш экологический марафон - это забег на длинную дистанцию, начинается он с дошкольников и заканчивается выпускниками школ. Знаете, иногда одних и тех же детей мы отслеживаем на протяжении ряда лет. Принял ребенок участие в конкурсе в первом классе, потом видим его и во втором и в пятом, а иногда еще и в девятом. И это бывает не редко, а самое главное, что ребенок увлекается данным направлением. И это замечательно.



Комментариев нет:

Отправить комментарий